Интервью с музыкантом группы Виталием Смирновым

Традиционный вопрос, как Вы познакомились с Алексеем  и гр. 9 район?

Мы с Алексеем родились и выросли в одном городе, Железногорске Красноярского края.  Учились в разных школах и  были знакомы со старших классов, встречались на занятиях в Учебно-производственном комбинате.  Я учился на «электромонтаже», а Никитин на  «автоделе». На « автодело» вообще было сложно попасть, только по «большим» связям. Алексей уже тогда  увлекался уличными гонками,  постоянно этим занимался, «выделывал кренделя». С 16 лет он ездил на «Тройке» ( «Жигули») и называл ее «Белая стрела». Эту машину знал весь город, гаишники не останавливали ее никогда, особенно  после того, как появился первый альбом. Близко в школьные годы мы  не дружили, просто здоровались и я не знал, что Алексей пишет песни.

Первый раз я  услышал  9 район на танцплощадке в 1991-92 гг. Сказали, что это новая популярная группа из Железногорска. Это были первые 6 песен, с которых и началось мое знакомство с группой: Дорожная пыль, Непрошеный гость, Не в коже,  Не забывай, Постельный рок-н-ролл и Блюз.  Кассеты продавались во всех музыкальных киосках нашего города.   Песни мне понравились, но  я не сразу воспринял их всерьез. Работая музыкантом, стал ездить  по  России и с удивлением узнавал, что эти песни знают и любят  и в других городах, очень далеко от Красноярска.  Эти песни грели  душу  во время поездок, и вдвойне было приятно, что группа была из моего родного города. И так, постепенно, из разряда скептиков, я перешел в разряд поклонников 9 района.

 

Как началась и складывалась совместная работа, в записи каких альбомов Вы принимали участие?

Совместная работа началась в 1995 году во время записи альбома «Эй, Джек».  Это была разовая работа. Алексей не выделял потом отдельно этот альбом. Запись была на студии Красноярской филармонии у Романа Дергачева. Это была тогда  престижная и очень дорогая студия.  Я играл на басу, на клавишах и у меня была очень ценная по тем временам вещь – барабанная машинка. Алексею Никитину меня порекомендовал саксофонист  Виталий Акмурзин,  с которым мы дружили. Было записано 5 -6 песен.: Эй, Джек, Художник и музыкант, Гуд бай, О плохом не думай – 2 и еще 1 или 2 песни.  Перед записью альбома собирались, репетировали дома, у меня и у гитариста Жени Попова.  Для меня  было важно, что эти песни написал музыкант именно из Железногорска, которого я знал, мне нравилась эта музыка, мы делали ее вместе, и я верил, что эти песни услышит огромное количество людей.

Постоянная работа в группе началась с 2007 г, когда 9 район собрался вновь после большого перерыва. Это была команда профессиональных музыкантов, играющих «вживую».  Мы долго репетировали, делали программу из хитов, продумывали каждый свою партию, и первый концерт был в августе 2007 г., на Дне города в Железногорске.  В последующие годы, 2007 – 2013 было много гастролей, концертов. Разные факторы сдерживали развитие группы . И  Лехина болезнь, конечно., тоже.  Группа всегда работала по принципу спрос -  предложение. Гастроли были коммерческие.  В раскрутку 9 –го района никто никогда не вкладывал деньги.  Песни расходились сами.  Алексей писал песни, которые так западали людям в душу, что они заочно начинали любить не только песни, но и самого Леху.

Последний, записанный на студии альбом «Вулкан», был по-своему уникальным альбомом. Аранжировки «Вулкана» общие, каждый музыкант продумывал свою партию, каждый внес свою лепту. Это ценно.  «Вулкан» -  первый альбом, который был полностью записан « живьем» и он отражает на 100 % звучание последнего состава группы.

 

Расскажите о своем детстве, семье.

Отец был инженером, мама - преподавателем теории музыки и сольфеджио в музыкальной школе. Дома постоянно звучала музыка. Я учился   сначала по классу фортепиано, затем  по классу балалайки. Учеба складывалась сложно, хотелось играть в футбол.  Не хватало усидчивости. Мама занималась  со мной первое время.  Когда начал увлекаться гитарой, меня хитростью заманили на балалайку, класса гитары в школе не было, и преподаватели пообещали  мне, что если я закончу, то смогу потом легко и просто, освоить гитару. Я поверил и пошел. В принципе, оно так и получилось.  В старших классах я научился играть на акустике и попробовал бас.  Вообще, Железногорск не зря называют городом музыкантов. В городе с населением в 100 тыс. существует 5 филиалов музыкальных школ и образование там до сих пор бесплатное. Большой охват школами детского населения.

 

Как складывался ваш путь музыканта?

Я мечтал стать космонавтом, музыкантом не мечтал. Все детство занимался музыкой и это отвернуло меня от нее.  Я закончил Красноярский Политехнический институт, радиотехнический факультет.  Во время учебы был тапером в институтской команде КВН, ездили по фестивалям 2 – 3 года, Томск, Кемерово, Казань. Играл на бас – гитаре в группе известного красноярского музыканта Владимира Буша «Ху, хи». После института  вернулся в Железногорск и работал на предприятии.  Параллельно играл в музыкальных группах.   И когда мне предложили в 1995 году работу в оркестре знаменитого Ансамбля «Танцев Сибири» имени Годенко, я , не раздумывая, согласился. Это было ближе.  На самом деле, я никогда и не прекращал быть музыкантом.  В  оркестре «Танцах Сибири»  я отработал 12 лет и объездил пол-мира, 6 месяцев в году были гастроли. Бельгия, Китай, Северная Корея, США, города России. Это был коллектив масштабов страны. Работая в оркестре, я как бы выпал из Железногорского  музыкального мира.   И вернулся уже только в 2007 г.

Сейчас работаю в нескольких музыкальных коллективах, пишу музыку для песен.

Что для Вас главное в  вашей профессии?

Не знаю, как ответить, мне это нравится, у меня это получается.  Быть востребованным – наивысшее счастье. Невозможно быть музыкантом для себя.

Вы работали в группе с 2007 года , какой самый запомнившийся концерт или гастроли были в этот период?

Любимые гастроли – это Дальний Восток, Владивосток, Находка, там самые «горячие» Лехины поклонники.  Вообще все концерты были значимыми . Перед концертом составлялся каждый раз список песен, так называемый,  сет-лист. И очень часто от него приходилось отступать. Каждый концерт был импровизацией. Алексей очень часто на ходу мог поменять порядок песен. Мог захотеть спеть песню, которой не было в программе.  Он становился как бы на одну волну со зрителями. Часто  концерт заканчивался песней «Старый корешок», Алексей приглашал на  сцену зрителей, пел с ними вместе . Или спускался сам в зрительный зал, и мы заканчивали концерт в окружении танцующих пар.  Сама атмосфера на концертах была дружеская, интимная. Пели песни и на сцене и просто из зала.  Часто дети танцевали на сцене, рядом с Лехой. После каждого концерта – автографы, автографы, фото с поклонниками, иногда  все это затягивалось на  час – два. Алексей очень трепетно относился к своим поклонникам и фанатам.

 

Ваше личное отношение к Алексею Никитину и его творчеству.

Алексей был сложным человеком во всех отношениях, многогранным. У гениальных людей так бывает. Неординарным, сомнений нет. Привлекательный, компанейский. Очень стабильный  в личных дружеских отношениях. Ко всем  относился ровно, без истерик. Очень четко разбирался в людях. Как психолог тонко чувствовал людей. Очень любил общаться, душа компании, ее центр. С Лехой все было смешно, весело и интересно.  Стоило собраться группой, тут же начинались нескончаемые Лехины веселые истории, шутки, смех. Умел слушать и умел рассказывать. Есть люди, которые рассказывают хорошо и тараторят без умолку. А он умел и говорить, и слушать. Его песни – это истории,  вынесенные им из общения с людьми. Пропускал их через себя.

Алексей писал песни для людей. Трепетно относился ко всем людям. Каждый человек был ему интересен.

Когда писал новую песню, советовался с нами, музыкантами, спрашивал как лучше. Песню всегда писал очень долго, иногда годами ,обдумывал, менял музыку или слова.

Алексей сильно любил детей. Тоже трепетно относился к ним. Когда звонил мне, всегда спрашивал сначала про детей, про семью, а потом уже  про дела.

Последние годы были, конечно, сложными. Вообще, у группы 9 район было много разных периодов. Самый первый период -  студенческий. В это время мы не соприкасались. Обьективно, это были совсем другие люди, практически дети. Леха взрослел, менялся сам, менялся его характер и люди вокруг него тоже менялись.  Отдельный период – период с музыкальным директором группы  Стасом Мищенко.

Я не могу сказать, что мы были близкими друзьями. Но мы могли поговорить на любые темы. Я относился к нему как к человеку, который знает что-то такое, что возможно мне никогда не дано будет узнать.  Никто не знал, как он это делал ( музыку, песни), но он как-то это делал. Он чувствовал интуитивно, какие песни будут популярными, что будет продаваться.Он избранный человек, лидер.

Все его творчество  люблю в –целом. Человек  был действительно творец. Его музыка было близка самым разным людям. Мы встречали на гастролях много людей, рассказывавших нам, что песни 9 –го района перевернули всю их жизнь. Так, был человек – победитель игры – конкурса, призом в которой было приглашение  его любимой группы на концерт в Москву.  И  нас пригласили  в 2007 году  в клуб «Зона», а песней, перевернувшей всю  жизнь этого человека, была песня «О плохом не думай – 2».

 

 Ваши любимые песни группы 9 район?

Я не стал бы выделять отдельные песни. Они все хорошие,  все разные. Мне близко все творчество Алексея.  Если начинаю слушать песни, то , конечно, с первого  альбома, с первых знаменитых 6 песен.

 

Ваши пожелания поклонникам 9 района?

Добра и мира. Когда человек слушает Лехины  песни, он что – то находит в них для себя лично, и все люди объединяются , каждый частичкой своей души,  друг с другом.  И мир становится добрее.  И Девятый  остается  с нами.